Краткий словарь компьютерных терминов Печать

Вернуться к оглавлению

Адрес. Число, указывающее положение конкретной ячейки в памяти компьютера.

Адресная шина. Линии, по которым в компьютере идут сигналы, задающие адрес в памяти.

Алгоритм. Пошаговое описание процедуры решения задачи; языки программирования - это по существу средства представления алгоритмов.

Алфавитно-цифровые символы. Буквы, цифры, знаки препинания и специальные знаки, используемые в компьютере.

Аналоговый.
Относящийся к непрерывно изменяющейся физической величине (например, высоте столбика ртути).

Аналоговый компьютер. Компьютер, в котором данные представляются в виде непрерывных физических величин, например угла поворота зубчатого колеса или значения электрического напряжения.

Аналого-цифровое преобразование. Переход от аналогового представления сигнала к цифровому.

Арифметическое и логическое устройство. Часть центрального процессора, выполняющая арифметические (например, вычитание) и логические (в частности, сравнение логических значений) операции.

Ассемблер. Программа, преобразующая мнемонические команды языка ассемблера в нули и единицы двоичного машинного кода.

ASCII. Американский стандартный код обмена информацией, широко используемый для кодирования в виде двоичных чисел букв, цифр, знаков препинания и специальных компьютерных символов.

Байт. Последовательность (обычно из 8 бит), рассматриваемая как элемент данных или ячейка памяти.

Бит. Наименьшая единица информации в цифровом двоичном компьютере, эквивалент нуля или единицы в двоичной системе. В английском языке слово «бит» (bit) - сокращение от «двоичная цифра» (ВInary digiT).

Блочная структура. Разделение программы на независимые единицы; используется для облегчения написания и отладки отдельных частей программы.

Булевая алгебра. Метод выражения логических отношений между высказываниями или состояниями электронных схем в компьютере. Разработана в XIX в. английским математиком Джорджем Булем.

Буфер. Рабочая область памяти, используемая для временного хранения данных при передаче их от одного устройства к другому, например от компьютера к принтеру.

Ввод. Считывание информации с внешнего устройства в память компьютера.

Вентиль И. Логическая схема, сравнивающая логические значения ИСТИНА-ЛОЖЬ (включен - выключен, единица - нуль) и выдающая сигнал ИСТИНА только в том случае, когда на всех входах ИСТИНА.

Вентиль ИЛИ. Логическая схема, сравнивающая значения ИСТИНА ЛОЖЬ (включен - выключен, единица - нуль) и выдающая сигнал ИСТИНА только при условии, что хотя бы на одном входе ИСТИНА.

Вещественное число.
В информатике - тип данных, содержащий числа, записанные с десятичной точкой и(или) с десятичным порядком.

Волоконно-оптическая связь. Передача данных в виде световых импульсов по очень тонким стеклянным световодам.

Восьмеричная система.
Система счисления с основанием 8, в которой каждая цифра представляет собой три двоичные цифры.

Входные данные.
Информация, вводимая в компьютер или какую-либо его часть.

Высокая степень интеграции. Относится к интегральным микросхемам, содержащим тысячи логических элементов.

Вывод. Результат вычислений, выдаваемый компьютером пользователю, другому компьютеру или во внешнюю память.

Выходные данные.
Информация, выводимая компьютером на устройства вывода, например экран, принтер, магнитный диск и т. д.

Гибкий (флоппи) диск. Маленький магнитный диск из гибкой пластмассы для записи и хранения про грамм и данных.

Гониометр. Прибор для измерения углов. В компьютеризованной хореографии электронные гониометры, установленные на конечностях танцора, передают компьютеру информацию об их движении.

Графопостроитель. Устройство вывода, представляющее данные в виде графиков, схем и других рисунков на бумаге или пленке.

Датчик. Измерительное устройство, в котором физическая энергия, например тепло или свет, преобразуется в электрические сигналы, передаваемые компьютеру.

Двоичная система. Система счисления с основанием 2, в которой любое число представляется в виде последовательности нулей и единиц.

Двоичный. Имеющий два компонента или два возможных состояния. Двоичный код. Система представления данных в виде комбинаций двух символов (1 и 0, ИСТИНА и ЛОЖЬ) наличия и отсутствия электрического напряжения.

Двоичный (бинарный) код.
Система представления информации в виде комбинаций двух символов: 1 -о, «да-нет», наличие и отсутствие напряжения в электронной схеме.

Дешифратор адреса. Электронная схема, определяющая по адресу на адресной шине конкретные микросхемы или ячейки памяти, в которые следует посылать сигналы.

Джойстик. Устройство в виде ручного рычага, наклоняя который в различных направлениях, можно управлять движением курсора на экране компьютера.

Диалект. Модификация языка программирования, позволяющая использовать его для решения определенного типа задач либо учитывающая особенности конкретного компьютера.

Диск. Круглая металлическая или пластмассовая пластина, покрытая магнитным материалом, на которую информация наносится в виде концентрических дорожек, разделенных на секторы.

Дисковод. Устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением и записью данных на нем.

Запись. Передача данных от центрального процессора в память компьютера или на внешнее запоминающее устройство, например магнитный диск или ленту.

Запись. Структура данных, содержащая различные, но логически связанные элементы информации и рассматриваемая как целое.

Знак операции. Слово или знак в языке высокого уровня, выражающий математические операции, логические сравнения и другие преобразования данных; например, знак «+» обычно относится к операции сложения.

Инвертер. Логический элемент с одним входом, изменяющий входной сигнал на противоположный.

Идентификатор.
Символическое имя константы, переменной или структуры данных, которое идентифицирует их в программе; обычно идентификатор представляется в виде последовательности букв и цифр, начинающейся с буквы.

Индикатор на жидких кристаллах (ИЖК). Устройство вывода информации, которая представляется в виде светлых и темных сегментов из жидких кристаллов, заключенных между поляризующей и отражающей стеклянными поверхностями.

Инструкция. Элементарная команда на машинном языке, передаваемая центральному процессору; последовательность инструкций составляет программу.

Интегральная схема. Электронная схема, все компоненты которой встроены в один кристалл полупроводникового материала, чаще всего кремния.

Интерпретатор. Программа, строка за строкой переводящая программу с языка высокого уровня в машинный код, которая после обработки каждой строки ждет, когда компьютер выполнит полученные машинные команды, и лишь после этого приступает к обработке следующей строки.

Интерфейс.
Электронная схема сопряжения двух устройств, обменивающихся информацией.

Искусственный интеллект (ИИ). Раздел информатики, связанный с разработкой программ, имитирующих способность человека к рассуждению и обучению.

Исходный код.
Текст программы на языке высокого уровня, который вводится в компилятор или интерпретатор, где преобразуется в машинный код или язык ассемблера.

Кварцевый кристалл. Тонкий кусочек кварца, который под действием электрического тока колеблется с точно выдерживаемой частотой.

Килобайт (К). Единица измерения емкости памяти компьютера, равная 1024 байт (1010).

Клавиатура компьютера. Клавишное устройство, подобное пишушей машинке, для ввода данных в машину.

Ключевое слово. Слово языка программирования, имеющее определенный смысл для компилятора или интерпретатора; по этой причине его нельзя использовать для других целей в программах, написанных на данном языке.

Код команды. Часть команды на языке ассемблера, указывающая компьютеру операцию, которую следует выполнить.

Команда. Требование выполнить определенное действие (например, PRINT - печатать или СОРУ - копировать), которое реализуется в компьютере запрограммированной последовательностью машинных инструкций.

Команда. Элементарный приказ центральному процессору (выраженный в машинном коде или на языке ассемблера), сообщающий, какое действие должен выполнить компьютер; последовательность команд образует программу.

Командный цикл. Последовательность действий, выполняемых компьютером для того, чтобы прочитать команду из памяти, декодировать ее, выполнить и приготовиться К приему следующей команды.

Компилятор. Программа, которая переводит программу, написанную на языке высокого уровня, в машинные коды либо на язык ассемблера, но сама не выполняет ее; откомпилированная программа сохраняется и может быть выполнена в любое время в дальнейшем.

Компьютер. Программируемая электронная вычислительная машина, которая принимает, обрабатывает и выводит данные.

Конденсатор. Устройство для хранения электрического заряда.

Константа. Величина, остающаяся неизменной в процессе выполнения программы.

Курсор. Маленькое световое пятно, движущееся по экрану, которое указывает точку, где должен появиться следующий символ.

Логический вентиль. Схема с одним или более входами и одним выходом.

Логический тип.
Оперирует с данными, допускающими одно из двух возможных значений - да-нет (истинно-ложно); иногда также называется булевским - в честь английского математика XIX в. Джорджа Буля.

Магнитная лента.
Пластмассовая лента с покрытием из магнитного материала, на которой информация хранится в виде намагниченных областей.

Маска. Пластинка с отверстиями определенного рисунка, которой закрывают часть поверхности кремниевого кристалла при изготовлении интегральной схемы.

Массив. Структура данных, объединяющая элементы, имеющие одинаковый тип; компьютерный эквивалент таблицы.

Матричный принтер. Устройство ударного действия, снабженное набором иголок, которое печатает текст или графические изображения в виде мозаики.

Машинно-независимый. Характеристика языка, позволяющая транслировать и выполнять программы, написанные на этом языке, с помощью компьютеров разных типов.

Машинный код. Последовательность двоичных цифр, которую компьютер может распознавать.
Мнемоника. Короткое слово, обозначающее команду или операцию в языках высокого уровня и ассемблера.

Машинный язык. Набор закодированных в двоичном виде инструкций, воспринимаемых компьютером без «перевода».

Меню. Выведенный на экран список команд, функций и т. д., среди которых пользователь может выбирать нужные.

Микрокомпьютер.
Настольный (портативный) компьютер на основе микропроцессора, предназначенный, как правило, для одного пользователя; часто называется персональным (или домашним) компьютером.

Микропроцессор.
Единая интегральная микросхема, содержащая все элементы центрального процессора компьютера.

Микросхема.
Интегральная схема на маленьком кремниевом кристалле, состоящая из тысяч транзисторов и других электронных компонентов.

Мини-компьютер. Компьютер средней мощности, уступающий большим компьютерам, но намного превосходящий микрокомпьютеры.

Модем (модулятор - демодулятор). Устройство, с помощью которого компьютеры обмениваются данными - обычно по телефонным (а иногда по оптическим или радио) линиям связи.

Монитор. Телевизионное устройство для вывода данных с компьютера.

МОП (металл - окисел - полупроводник). Тип транзисторов и интегральных микросхем, имеющих структуру сандвича со слоями: металл, изолирующий слой двуокиси кремния, полупроводник.

Мышь. Управляемое вручную устройство, которое, перемещаясь по плоской поверхности, заставляет курсор соответствующим образом двигаться по экрану.

Непроцедурный язык. Язык, пользуясь которым программист может описывать результат работы программы, не указывая, как его следует получать.

Объектно-ориентированный язык. Тип языка программирования, в котором информация представляется в виде единиц, называемых объектами, причем каждый объект содержит данные и набор операций для обработки этих данных.

Объектный код. Машинный код, получаемый в результате работы компилятора.

ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). Оперативная память. Внутренняя память компьютера; выполняя операции считывания или записи, программа может обращаться к любой ее ячейке.

Операнд.
Часть команды на языке ассемблера, определяющая адрес данных.

Оператор. Команда языка высокого уровня, сообщающая компьютеру, какие операции следует выполнять.

Операционная система. Набор служебных программ для управления программами и выполнения вспомогательных функций.

Опрашивание. Поочередная проверка источников входных данных, проводимая до тех пор, пока какое-то из них будет готово передать данные процессору.

Оптимизация. Один из этапов в работе компилятора, на котором предпринимается попытка сокращения или реорганизации объектного кода с целью уменьшения занимаемого объема памяти или повышения скорости работы программы.

Описание. Раздел программы, идентифицирующий структуры данных, которыми должна манипулировать программа, и описывающий их типы.

Память. Основное рабочее пространство в компьютере, куда записываются и откуда извлекаются данные; это понятие (как и оперативную память, означающую то же самое) следует отличать от устройств внешней памяти, таких, как диски и ленты.

Память компьютера. Различаются внутренняя и внешняя память, например на дисках или магнитной ленте.

Параллельная обработка данных. Одновременная обработка сразу нескольких битов информации.

Переменная. Описанный элемент, значение которого может меняться в процессе выполнения программы.

Перенос. Цифра, добавляемая к следующему разряду, когда при сложении чисел сумма цифр в данном разряде больше или равна основанию системы счисления.

Периферийные устройства. Разного рода приспособления, применяемые для ввода-вывода данных в компьютерной системе.

Перфокарта. Прямоугольная карточка, на которой данные представлены определенными сочетаниями пробитых отверстий.

Перфолента. Бумажная лента шириной около 2,5 см, на которой информация записывается в виде определенных комбинаций отверстий; используется как для ввода, так и для вывода данных.

Пиксель. Элемент изображения - одна из тысяч точек на экране компьютера, составляющих изображение.

Плата. Пластмассовая пластина, на которой устанавливаются электронные компоненты, в том числе микросхемы.

Подмножество языка. Ограниченная версия языка, располагающая лишь некоторыми из возможностей полного языка.

Подпрограмма. Самостоятельная часть компьютерной программы, которая создается независимо от других частей и затем вызывается по имени. Когда имя подпрограммы используется в качестве оператора программы, выполняется вся группа операторов, представляющая тело подпрограммы.

Полный сумматор. Логическая схема, суммирующая два однозарядных числа с учетом переноса из предыдущего разряда.

Полупроводник. Твердое кристаллическое вещество, которое по электрической про водим ости занимает промежуточное положение между металлом и диэлектриком.

Полусумматор. Логическая схема, суммирующая два одноразрядных числа и не имеющая дополнительного входа для переноса от предыдущего разряда.

Порт. Компонент компьютерной системы, связывающий периферийные устройства с внутренней схемой компьютера.

Порт ввода-вывода. Компонент системы, связывающий компьютер с устройствами ввода-вывода, например с клавиатурой или принтером. Последовательная обработка данных. Информация обрабатывается постепенно, бит за битом.

Постоянная память (ПЗУ). Внутренняя память компьютера, содержимое которой нельзя изменить.

Прерывание. Временная остановка программы по сигналу, называемому запросом прерывания.

Принтер. Выводное устройство компьютера, печатающее цифры, буквы и графические изображения на бумаге.

Программа. Последовательность инструкций, которые выполняет компьютер в ходе тех или иных операций либо при решении задачи.

Программа начальной загрузки. Записанная в постоянную память компьютера программа, которая выполняется сразу после включения, подготавливая машину к работе.

Программа. Отдельная последовательность команд, позволяющая компьютеру выполнить ту или иную операцию либо решить определенную задачу. Программное обеспечение. Программы, обеспечивающие возможность работы компьютера.

Программируемые устройства.
Работают по программе и благодаря этому способны выполнять разнообразные функции.

Программный счетчик. Регистр, содержащий адрес ячейки памяти, в которой хранится следующая инструкция.

Процедурный язык. Язык программирования, в котором для получения нужного решения требуется записать в явном виде последовательность команд.

Прямой доступ к памяти.
Способ передачи данных между внутренней памятью компьютера и его портами ввода-вывода напрямую, без участия центрального процессора.

Разряд числа. Позиция цифры в числе' (например, число 344 имеет 3 разряда).

Расширение. Более широкая версия языка, обладающая дополнительными свойствами, которые увеличивают возможности языка.

Реальный масштаб времени. Характеризует компьютерную систему, которая обрабатывает данные по мере их поступления от реального процесса или явления.

Регистр.
Электронная схема в центральном процессоре (например, сумматор или программный счетчик), которая хранит либо какие-то величины, либо результат арифметических или логических операций.

Резистор. Элемент электрической схемы, создающий определенное сопротивление в цепи.

Рекурсия. Свойство программы, позволяющее ей вызывать себя как подпрограмму.

Реле. Электромеханическое переключательное устройство.

Ромашка. Круговой печатающий элемент принтера, в котором литеры установлены на концах «спиц», радиально расходящихся от оси элемента.

Световое перо. Светочувствительное устройство в форме авторучки, которое рисует либо видоизменяет изображения, прикасаясь пером к экрану.

Светодиод. Полупроводниковый прибор, излучающий свет при прохождении через него электрического тока.

Символ. Имя объекта в программе.

Символический адрес. Слово в программе, написанной на языке ассемблера, которое используется вместо числа при обращении к адресам памяти.

Синтаксис. Правила расположения элементов языка программирования, делающие текст понятным компилятору или интерпретатору.
Синтезатор. Электронное устройство, которое генерирует звук и управляет им.

Слово. Элемент данных в компьютерной памяти, обрабатываемый процессором как единое целое; обычно содержит 8-32 бит.

Строка. Последовательность литер, часто - имя или слово.

Струйный принтер.
Печатающее устройство безударного действия, в котором электрически заряженные капли чернил распрыскиваются тонкими струйками по бумаге.

Структура данных. Совокупность связанных между собой элементов данных, объединенных общим именем, повышающая эффективность запоминания и считывания информации.

Структурное программирование. Систематический подход к созданию программного обеспечения, в частности требующий разбиения программы на небольшие независимые части.

Сумматор. Электронная схема в центральном процессоре компьютера, выполняющая арифметические и логические операции.

Считывание.
Передача данных из внутренней памяти компьютера в центральный процессор или из периферийного устройства, например с диска, в память.

Таблица символов. Таблица, строящаяся в процессе работы компилятора или интерпретатора, которая содержит имена всех объектов, описанных в программе.

Табулятор. Машина, обрабатывающая перфокарты.

Тактовый генератор. Устройство (обычно на кварцевом кристалле), генерирующее регулярно повторяющиеся импульсы, которые координируют работу всех компонентов компьютера.

Твердая копия.
Информация, выводимая компьютером на бумажный носитель.

Телепринтер. Пишущая машинка, которая может принимать или посылать сигналы в системах связи.

Терминал. Устройство, состоящее из клавиатуры (для ввода данных в компьютер) и экрана или принтера (для вывода данных).

Тип данных.
Классификация констант, переменных и элементов данных в зависимости от того, какие величины они представляют: целые, вещественные числа, строковые е или логические значения.

Устройство управления.
Электронные схемы центрального процессора, которые интерпретируют инструкции и следят за их выполнением.

Фоторезист.
Материал, применяемый для покрытия поверхности кремниевого кристалла в процессе гравировки микросхемы.

Фототранзистор. Устройство, генерирующее электрические сигналы при облучении светом.

Функция. Разновидность подпрограммы, которая выдает единственное значение и часто используется для представления, например, таких математических операций, как синус или квадратный корень; в большинстве языков программирования наиболее употребляемые функции, сложение и вычитание, задаются знаками операций.

Целое. В информатике тип данных, включающий нуль, положительные и отрицательные целые числа.

Центральный процессор (ЦП). Часть компьютера, осуществляющая интерпретацию и выполнение инструкций; состоит из арифметического и логического устройств, системы управления и небольшого запоминающего устройства.

Цикл. Прием в программировании, позволяющий многократно повторять одну и ту же последовательность команд.

Цифровой. Относящийся к представлению, обработке и передаче данных в виде дискретных сигналов.

Цифровой компьютер. Машина, которая обрабатывает данные, представленные в дискретной форме,- в отличие от аналоговых компьютеров, работающих с непрерывными значениями.

Шестнадцатеричная система. Система счисления с основанием 16, в которой каждая цифра представляет собой четыре двоичные цифры.

Шина. Система проводников, по которой передаются сигналы между различными компонентами компьютера.

Шина данных. Проводящие линии в компьютере, по которым передаются данные, например, в память или из нее.

Шина управления. Проводящие линии в компьютере, по которым передаются тактовые и другие управляющие импульсы.

Электромеханический. Состоящий как из электрических, так и из механических, т. е. движущихся частей; большинство первых компьютеров были электромеханическими.

Электростатический принтер. Принтер безударного действия, в котором используются сухие чернила в виде порошка и электрически заряженная бумага. Одна из разновидностей этого устройства - лазерный принтер.

Эффект Джозефсона. Протекание сверхпроводящего тока через тонкий слой диэлектрика, разделяющий два сверхпроводника. Микросхемы, основанные на использовании этого эффекта, работают при температурах несколько градусов выше абсолютного нуля и обладают чрезвычайно высокой скоростью действия (порядка миллиарда операций в секунду).

Язык ассемблера. Язык программирования низкого уровня, ориентированный на компьютер конкретного типа; использует короткие мнемонические команды и позволяет программисту оперировать символическими адресами.

Язык высокого уровня. Язык программирования, более близкий к естественному языку, чем машинный код или язык ассемблера: каждый оператор в нем соответствует нескольким командам машинного кода или языка ассемблера.

Язык обработки списков.
Язык программирования, в котором данные представляются в виде списка слов и других элементов, аналогично тому, как они связаны в мозгу человека; программы на языке обработки списков могут состоять просто из списков.

Язык программирования. Набор слов, букв, чисел и мнемонических сокращений, используемый для записи программы компьютера; правила записи программ из элементов языка называются синтаксисом этого языка.

Язык программирования.
Система соглашений и обозначений, используемая при описании процессов, выполняемых компьютером.

 Вернуться к оглавлению