Как начинался компьютер
Компьютерная революция
Двоичный код
Разработки военных лет
Интегральные микросхемы
Микрокомпьютер
Персоны
Сеть
Язык компьютера
Развитие ПО
Гибкие системы
Средства разработки
Информатика
Вычислительная наука
Операционные системы
Искусственный интеллект
Предыстория
Поиск
Знания и рассуждения
Логика
Робототехника
 

 
Добро и зло Печать

Возможность создания разумных существ на не биологической основе открывает перед человеком возможность не только жить бок о бок со своими творениями, но создавать новые, искусственные миры, миры, которые будут населены этими существами.

Под искусственными мирами здесь подразумеваются модели виртуального мира, выполняемые на ЭВМ. В идеале можно было бы создать модель, в которой определены физические законы и в которой отслеживается (в вероятностном варианте модели разыгрывается) положение и состояние каждого кирпичика мироздания этого мира - элементарной частицы или, возможно, кварка. Запустив на выполнение такую модель из состояния, в котором вся материя этого мира максимально сжата, можно воспроизвести аналог процесса рождения и развития мира, в котором существуем мы, при условии, что аппаратная часть модели позволит осуществить это в приемлемый отрезок времени.

Моделируя виртуальный мир, человек (создатель) будет стоять вне времени и вне каузальности созданного им мира. За время жизни одного человека в виртуальном мире могут произойти все события, сопоставимые с рождением и разрушением его собственного мира. Возможность вмешиваться в каузальность созданного им виртуального мира наделяет человека свойствами, которые в реальном мире мы приписываем богу. С позиции существ виртуального мира человек будет являться богом, творцом их мира.

Рассмотрим вопрос, а какие же цели могут возникать перед нами при создании моделей виртуальных миров с населяющими их искусственными разумными существами? Неполный список этих целей будет следующим:

  1. Игровой, развлекательный момент моделирования. Люди с большим удовольствием смотрят кино - и телекартины. Здесь же перед ними будут разворачиваться картины зарождения, расцвета и упадка цивилизаций. Желающие смогут принять участие в событиях жизни какой - то части виртуального мира. Темп течения времени виртуального мира может быть приведен к темпу мира, в котором живем мы, а методы взаимодействия с виртуальным миром могут быть в принципе такими же, как и при управлении человеком виртуального самолета на тренажере. Похожим образом человек может управлять своим виртуальным телом.
  2. Исследовательский момент моделирования. Проведение исследований, на примере модели собственного мира. Напрашиваются следующие аспекты исследований: - социальные; - философские; - лингвистические; - эволюционные; - ...
  3. Пополнение яркими, гениальными личностями нашего мира. Виртуальный мир, в котором формируются и развиваются личности, можно рассматривать как некий садок, аналогичный садку, в котором разводят молодняк рыб.

Рассмотрим моральный аспект проблемы создания нами виртуальных миров. Повторю мысль, которую высказал на одной из конференций.

Имеем ли мы моральное право создавать разумные существа в виртуальных мирах и экспериментировать с ними? Первое, что приходит на ум – это антигуманно, этого делать нельзя. Однако, как вы отнесетесь к такой мысли.

Предположим, что человечество тоже создано кем - то (по образу и подобию), и что над ним производятся эксперименты. Так вот, не знаю как вы, а я предпочитаю быть частью чьего - то эксперимента, чем не быть совсем.

В последующем изложении иногда будут предприниматься попытки распространить идеи, которые возникают при конструировании виртуальных миров, на мир, в котором живем мы, а так же использовать идеи, возникшие при исследованиях нашего мира (например, в физике, генетике, теологии, ...) при конструировании моделей виртуальных миров.

Перейдем к попытке ответить на вопрос о том, какие ценности мы сможем иметь (получать) от создаваемых нами миров?

Не будем останавливаться на игровых моделях виртуального мира. Ценность моделей этого рода очевидна. Путешествия в новые страны, иные миры, экзотические обычаи ... всегда привлекали людей.

Рассмотрим миры, создаваемые нами для исследовательских целей. Ценность этих миров для нас заключается в тех знаниях и в том понимании процессов виртуальных миров, которые мы получим, исследуя их. Эти знания смогут дать нам понимание нашего мира. Над некоторыми процессами в нашем мире просто невозможно ставить эксперименты из - за их большой временной длительности. Модели виртуальных миров можно создавать с таким расчетом, что время в этих мирах будет течь значительно быстрее, чем в нашем мире. Скорость течения времени виртуального мира будет зависеть, в значительной степени, от производительность аппаратуры (ЭВМ), на которой модель будет выполняться.

Очевидную ценность для нас будут представлять так - же модели, в которых будут культивироваться личности, предназначенные для пополнения мира в котором живем мы. Эти неординарные личности, возможно будут давать новые импульсы к развитию нашего мира.

Спросим себя, а какие виды созданных нами разумных существ мы желали бы видеть в нашем мире?

Во - первых, никто не будет иметь ничего против существ, ориентированных на деятельность в некоторых областях социальной и производственной сфер человечества. То есть, вряд ли кто - нибудь будет против существ со встроенными ограничителями свободы воли и восприятия. Эти существа можно назвать известным всем словом - роботы.

Во - вторых, для подпитки нашей цивилизации новыми идеями, моралью, иными духовными ценностями, было бы неосмотрительно отказываться от возможности общения с созданными нами разумными существами, которые не имеют никаких ограничений в свободе воли, существами, признаваемые нами как равные нам. Однако в связи с существами, не имеющими ограничений свободы воли, - возникает ряд вопросов.

Можно ли и надо ли искусственные разумные существа, создаваемые нами и которые будут жить в нашем пространственно временном континууме (в нашей реальности), наделять такой возможностью, как размножение? Ответ на этот вопрос пожалуй должен диктоваться нашим здравым смыслом. Надо иметь в виду то, что создаваемые нами разумные существа в принципе являются бессмертными в нашем мире. Ведь носители искусственных личностей - ЭВМ, при поломках, могут быть без труда заменены. Сами личности не являются, как человек к телу, привязанными к своей аппаратной части, к ЭВМ. Личность определяет информация о ее организации и о ее знаниях, которые хранятся в памяти ЭВМ.

Поэтому, если искусственные разумные существа будут обладать способностью к воспроизведению, то это, рано или поздно, неизбежно приведет к социальным конфликтам между ними и человечеством (имеется в виду демографический фактор). Зачем это нам? Зачем создавать конкурента человеческому роду? Даже если ввести программно ограничение срока жизни искусственных личностей, то все равно проблема остается.

Итак, вопрос о наделении искусственных личностей возможностью воспроизводить себя прояснился. Наделять их этой возможностью будет просто неосмотрительно. Но в связи с этим возникает вопрос, а как же тогда осуществлять появление и формирование новых искусственных личностей?

Внутренний мир их будет определяться воспитанием. Кто же будет воспитывать их? Ведь как было показано, в мотивационную сферу искусственных личностей нельзя вводить склонность (ориентацию) к воссозданию себе подобных, а ведь в комплекс воспроизведения разумных существ как непременная составляющая часть входит воспитание молодежи. Важно ввести ограничение и на воспитание себе подобных у искусственных личностей тоже, так как сам акт воспроизведения может быт осуществлен таким элементарным действием, как копирование себя, и затиранием большинства знаний, которые были приобретены искусственной личностью к этому моменту времени.

Воспитание новых искусственных личностей могут взять на себя некоторые супружеские пары людей, но есть и другой путь формирования искусственных личностей.

Лучшим источником появления в нашем мире ярких гениальных искусственных личностей могут стать виртуальные миры, создаваемые нами. Эти личности будут являться продуктами эволюции, возможно в пересчете на наше время очень длительной, виртуальных миров. Мы будем иметь возможность отбирать их по критериям, которые будем устанавливать сами.

Взглянем на миры, которые мы собираемся создавать, с точки зрения тех воздействий, которые необходимо будет осуществлять из нашего мира на виртуальный. В соответствии с теми целями, которые были поставлены при создании виртуального мира, можно предложить несколько видов воздействий.

Возможны так же их комбинации

  • Невмешательство (наблюдения, исследования).
  • Вмешательство в каузальные отношения виртуального мира, но не ставя перед собой цель направить развитие этого мира по какому - то пути (игры).
  • Вмешательство в каузальность, с целью направить созданный нами мир по какому - то пути. Нашими целями в этом случае, например, могут быть:
  • Искоренение зла (исследовательский альтруизм), посмотреть, к чему это может привести;
  • Добиться максимального размаха между добром и злом в созданной нами искусственной реальности. Есть предположение о том, что это заставляет цивилизацию быстро развиваться, не давая впадать ей в стагнацию. Ведь мысль о том, что без зла нет добра очевидна, хотя бы из за того, что просто необходимо сравнение. Поэтому, вероятно, дьявол так же необходим в каждом мире, как и ангел;
  • Воздействовать на модель виртуального мира, добиваясь наиболее последовательного и полного развития наметившейся оригинальной эволюционной линии. Например: техническая цивилизация, эстетическая цивилизация...;

Развитие и существование виртуальных миров целиком и полностью зависят от нашей воли, наших оценок, то есть в конечном итоге от того, что мы считаем добром и что мы считаем злом. Нашими внекаузальными воздействиями на созданные нами виртуальные миры, мы вольно, или невольно, в некоторых из них, формируем наше представление о добре и зле. Фактически существование создаваемых нами виртуальных миров определяется только той целью, для которой каждый конкретный мир был создан нами, и тем, насколько полно этот мир соответствует этой цели. Поэтому отнюдь не все виртуальные миры мы будем стараться привести к состоянию, соответствующему нашему представлению о добре и зле. Достижение некоторой цели виртуальным миром, добро с нашей точки зрения, отнюдь не обязательно будет считаться добром с точки зрения обитателей этого мира. Это возможно. Добро и зло относительны. В нашем мире тоже: то, что добро для одного, может быть злом для другого.

Здесь возникает вопрос. К какому из видов миров принадлежит наш мир, мир, в котором существуем мы, если он создан кем - то? И какой вид воздействия на наш мир имеет место быть?

Если экстраполировать возможные взаимодействия нашего мира с моделями создаваемых нами миров на наш мир и мир, моделью которого мы возможно являемся, то потрясает мысль о возможности исчезновения нашего мира, как рядового события в исследовательской деятельности породивших нас. Да, мы оказываемся перед открывшейся нашему взору картиной возможной эфемерности нашего существования. Да существование многих из нас может быть внезапно изменено или прекращено из - за малейшего локального воздействия на каузальность нашего мира, и может быть затерто даже упоминание о нашем существовании в породившем нас мире. Это, как можно предположить, зависит от тех результатов, к которым удастся привести нашу цивилизацию создателям нашего мира (ветка развития событий в виртуальном мире на дереве всех возможных вариантов развития) и от их воли.

Не претендуя на безусловную истину, мысль о том, что подобно создаваемым нами виртуальным мирам, наш мир является созданной кем - то моделью, позволяет дать рациональное объяснение многим чудесам, а так же божественным явлениям, которые наблюдались в нашем мире. Исходя из написанного выше, такое, принятое многими, утверждение, как "Божественное недоступно нашему пониманию", не соответствует истине. Цели нашего создателя вполне могут совпадать с целями, которые будем ставить мы, создавая собственные виртуальные миры. Эти цели мы можем проанализировать, провести наблюдения, исследовать историю нашего мира и сделать заключение о возможном смысле нашего существования, о том, для чего был создан наш мир.

Самым желательным для нас, самым льстящим нашему самолюбию является предположение о том, что наш мир является садком для возникновения и развития тех личностей, которые обретут свое место в породившем нас мире, то есть предположение о том, что наш мир предназначен пополнять население мира нашего бога. Однако возможны и другие варианты.