Как начинался компьютер
Компьютерная революция
Двоичный код
Разработки военных лет
Интегральные микросхемы
Микрокомпьютер
Персоны
Сеть
Язык компьютера
Развитие ПО
Гибкие системы
Средства разработки
Информатика
Вычислительная наука
Операционные системы
Искусственный интеллект
Предыстория
Поиск
Знания и рассуждения
Логика
Робототехника
 

 
Бизнес-системы Печать

В любой момент времени бизнес-система может быть описана некоторой моделью, которая будет являться ее временным срезом. Анализ этого среза, который мы станем называть структурно-функциональным анализом, должен отвечать на вопрос о статическом функционировании БС, как если бы не происходило ее динамических качественных изменений.

Кроме этого данный анализ (например, несколько структурно-функциональных срезов) может позволить прогнозировать характер развития БС и, при своевременных адекватных мерах, смягчить процесс реинсталляции бизнес-системы и деверсификации товара. Задача предполагает общее решение и приложения, описывающие наиболее типичные бизнес-системы и инвариантные элементы для данного уровня развития предпринимательства.

Основа моделирования бизнес-систем базируется на метафоре взаимосвязанности (рекурсивности) управления, организации и исполнения и может быть проиллюстрирована следующей схемой:

Имитационные модели

К сожалению, историческое развитие имитационного моделирования выработало устойчивый иммунитет у потенциальных заказчиков подобных систем. Это вызвано, прежде всего тем, что ни одна модель не похожа на свой феноменальный прототип. Однако, мы считаем, что имитационное моделирование полезно хотя бы для того, чтобы дать повод взглянуть на Объект новым взглядом с иной точки зрения.

Ассоциативный решатель

Очень интересный пример использования подхода для генерации высказываний на основе исходного текста, на котором мы остановимся подробнее.

Ассоциативный решатель предназначен для решения задач построения логических, формальных моделей, верификации и экспертизы моделей, а также получение выводов, результатов и решений модели. Может быть одним из основных модулей активных информационных систем в части их алгоритмической обработки. Ассоциативный решатель представляет собой систему с двумя исходными пространствами: полем фактов (или - модель) и полем правил вывода. Он существенно отличается от существующих экспертных систем и так называемых силлогисторов по гибкости, универсальности и способности к самомодификации.

Ассоциативный решатель на основании исходных полей формирует высказывание, которое им комплементарно. В этом по сути и заключается вся его работа.

Может случиться так, что один из элементов поля фактов будет связан с другими более одного раза (кольцо, цикл), тогда у нас есть замечательная возможность проверить высказывания, не выходя за пределы начального поля высказываний. Если отношения между объектами, полученные разными обходами кольца не будут иметь пересечения (что и является решением отношения), то в коллекции высказываний есть, по крайней мере, одно, которое противоречит другим. При этом, мы иногда даже сможем узнать какое (без дополнительных условий).

Выявления некорректно поставленных условий задолго до решения модели даст неминуемый результат и даже экономический эффект. (Особенно для моделей Программ Развития Компаний, тяготеющих к аффектации по поводу собственного существования.)

Возможность проверки модели на корректность постановки может дать интересное приложения для психологического детектора лжи. Когда мы несколько раз проходим по модели, меняя направления задания отношения и используя синонимы для инициации объектов.

Можно предположить, что развитие данного направления является неплохой альтернативой (дополнением) для построения систем антропного (и другого?) восприятия.

На основании поля правил вывод модель можно оптимизировать. Выглядит это приблизительно так. Мы получаем некоторое выходное высказывание, закрепляем его и начинаем варьировать посылками. Можно искать минимум посылок или тематическую оптимизацию, например, заданием минимумом отношений и т.п. Почти аналогично можно оптимизировать и самое поле правил вывода. Для одной модели существует несколько корректных выводов (как универсальных, так и уникально-индивидуальных). Можно искать специфические выводы для моделей определенного класса и т.п. Кроме этого над моделью можно поддерживать несколько полей выводов. Одни и те же матрицы могут иметь действие над несколькими моделями. Помимо всех очевидных следствий из этого факта, можно еще увидеть возможность "сопряжения" моделей и объединения их в одну. Таких корректных способов будет не так много, можно даже говорить о некоторой однозначности.

Добавление в модели вероятностных отношений рождает эмуляцию вероятностной логики на Ассоциативном решателе. Это очень важное приложение, т.к. очень часто мы не будем иметь точного решения, а вынуждены ограничиться набором разрешенных решений. В этом случае представляется возможным и удобным поддерживать вероятностную логику, которая очень просто совместится с точными решениями.

Но кроме этого возможна логика противоречий - монстроидное детище данного подхода. Дело в том, что мы имеем возможность поддерживать в одной модели заведомо противоречивые высказывания и на их основе делать выводы, которые могут оказаться корректными. Логическая противоречивость и отсутствие абсолютного значения "истинно" нам совсем не пугает, ибо "истина" для Ассоциативного решателя является не более, чем контекстно совместимой тройкой: модель - правило - решение. Могут существовать модели противоречивые для одних матриц и корректные в других и наоборот. Да и в жизни все именно так.

И самое странное, что все это очень похоже на устройство языка и собственно высказывания = запись + протокол.

Так как периферия АИС должна уметь не терять данные, точно исполнять и работать в алгоритмической "манере", то можно предполагать, что эти процессы и должен обрабатывать Ассоциативный решатель как наиболее компактный и удобный для этих занятий процессор.

Решение технологических задач

Условно разбивая любую технологическую задачу на три составляющих: Технологическая карта операций (описание последовательности выполняемых операций); Спецификация входных-выходных продуктов (на входе - абстрактное сырье, на выходе - абстрактный результат, разумеется, в каждом конкретном случае - эти абстракции наполняются конкретным содержанием); Условия ресурсного покрытия (описание состава и значения ресурса, затрачиваемого на реализацию технологического цикла или операции); мы получаем единую схему прохождения задач, возникающих перед Объектом.

Наиболее важное пользовательское свойство здесь - не столько возможность учета прохождения задачи на каждом этапе технологического цикла, сколько возможность модификации технологического цикла исходя из конкретных условий жизнедеятельности и выработка новых технологических решений.

(Ремарка. Разумеется новые решения могут возникать только в рамках используемых и специфицированных в АИС элементах ассоциативного пространства. Речь пока не идет о системе, вырабатывающие оптимальные решения, не ограниченные свойствами взаимодействия "Человек - АИС".)

Наиболее важным свойством АИС становится изменение своего состояния согласно измененному контексту. Пример тому, если какая-то из технологических задач не является решенной в срок, это может повлечь за собой изменение среды функционирования в целом, без перепрограммирования моделей АИС.

Решение коммуникационных задач

Проблема коммуникации на сегодняшний момент (если следовать западной периодике) является основной в понимании сущности Объектов и их функционировании. Соответствующая аппаратная база сделала возможным перенести данную задачу в разряд сугубо практических. В России получают постепенное распространение Офисные системы, работающие в одной из двух главных направлений - GroupWare и WorkFlow.

К этой тематике АИС могут добавить свою лепту к концепции "контекстного меню", когда условия обработки сфокусированного объекта системы меняется в зависимости от состояния пространства всей системы. А также может быть существенно расширены принципы работы с событиями.

Модель Восприятия

Мы остановимся на модели восприятия как ближайшей и наиболее интересной задаче АИС в перспективе. Как бы мы не относились к компьютерным информационным системам - они являются не более, чем исполняемым алгоритмом, детерминированным как по типам обрабатываемых данных, так и по процессам их обработки. Самое большее, что мы можем "выжать" из программирования машины - контекстность, что очень удобно в пользовании, модифицируемость, что очень удобно при эксплуатации, универсальность, что снимает рутину и удешевляет решение задач.

Только непосредственное взаимодействие с пользователем, с человеком, делает компьютер "интеллектуальным", когда он становится решателем и приобретает новые, странные свойства. Так возникает ассоциативность, когда упорядоченные специальным образом данные приобретают новое звучание, помогая анализу материала. Так проявляют себя конечные автоматы, которые исходя из свойств описанных объектов и законов среды "создают мультфильм", позволяющий разобраться в сущности явления. Так работают базы знаний, которые не допускают логических ошибок в сложных преобразованиях системы высказываний и предоставляют нам уже полупереваренный продукт в виде конечного вывода. Так нас поглощает игрушка, которая предоставляет столько многокомпонентный сценарий, что мы не в состоянии выявить ее стратегии в течение долгого времени, на протяжении которого нам не скучно.

АИС является зеркалом Объекта, смотрясь в которое, Объект изменяет себя и надеется, что эти изменения позитивны для поддержания его существования в среде. АИС может стать и зеркалом каждого конкретного пользователя. Приспосабливая систему к себе, он будет создавать индивидуальную структуру, анализ которой может многое поведать о его владельце. Если бы зеркало, в которое Вы смотритесь каждый день обладала способностью сохранять ваши черты, разве не представляло бы ценность оно самое по себе (неся в себе страшную тайну - искренность).