Главная arrow Поиск arrow Натуральная философия
Как начинался компьютер
Компьютерная революция
Двоичный код
Разработки военных лет
Интегральные микросхемы
Микрокомпьютер
Персоны
Сеть
Язык компьютера
Развитие ПО
Гибкие системы
Средства разработки
Информатика
Вычислительная наука
Операционные системы
Искусственный интеллект
Предыстория
Поиск
Знания и рассуждения
Логика
Робототехника
 

 
Натуральная философия Печать

Что называют философией?

Вообще-то, философия - не наука.

Давно, когда знаний было меньше, чем теперь, греков, размышлявших о наиболее общих принципах природы, называли философами (любителями размышлений). Со временем фактов и знаний стало так много, что философам пришлось разделиться по специальностям. Так возникли прикладные науки. Сохраняя традицию, философией можно было бы считать ту часть наук о природе, которая практически не имеет эмпирического материала, проверенных опытом знаний и поэтому сводится лишь к размышлениям. Наукой, в современном понимании этого слова, такая философия не является.

Она включает две главные части: философию разума и философию природы.

В наше время философией часто называют все виды размышлений, обобщений и анализа, касающиеся наций, обычаев, культуры, которые имеют достаточный эмпирический материал и справедливо могут считаться науками. Чтобы различить гуманитарное и естественно-научное направление в философии, их называют социальной и натуральной философиями. Философия изучает наиболее общие закономерности в природе и в жизни.

К сожалению, философия природы еле жива.

По-моему, многие уверены, что в наше время натуральная философия полностью поглощена конкретными естественными науками. Поэтому, когда о писателе говорят, что он философ - это воспринимается как похвала, а когда так называют физика - он обижается и говорит, что имеет дело с фактами и логикой, а "гипотез не измышляет" (слова Ньютона).

"Философские" гипотезы вытесняются физическими фактами.

В самом деле, натуральная философия XX века постоянно пересматривает свои позиции, что не может вызвать уважения в научных кругах. Вынуждает её к этому стремительный прогресс физики в изучении чисто философских объектов, например, пространства и времени. Отступление философии перед физикой свидетельствует о том, что настоящих знаний становится больше, и мы всё лучше понимаем окружающий мир. Тем не менее, на век человечества работы по изучению природы хватит. И всегда будет оставаться область неизведанного, доступная только размышлениям (философии). Чтобы не попадать в область деятельности физики и прикладных наук, я бы и впредь своевременно сужал предмет натуральной философии. В него следует включать только то, что лежит перед передним фронтом физики, изучающей природу пространства, времени, полей и вещества. Многие согласятся с тем, что наблюдаемый мир состоит из этих основ, которые в различных своих проявлениях создают эмпирический материал для всех наук.

Сомнительный предмет философии

Этот предмет - всё существующее.

Что же вообще может философия, если она не имеет эмпирического материала? Как и наука, она имеет целью обобщение и создание более общей теоретической модели изучаемого объекта. В отличие от наук, философия обобщает не факты, а знания и гипотезы. А изучаемым объектом для философии является весь мир. Модель всего мира и должна быть создана философией.

А метод философии - размышление.

Существует множество книг с описанием процесса создания новых теорий. Это обширная область традиционной философии. Основной достигнутый в этой области результат заключается в том, что обобщение возникает путём ... угадывания. Методика создания более общей теории такова:

  • систематизируем эмпирический и научный материал и обнаруживаем логику в этой систематизации,
  • привлекаем известные и придумываем новые гипотезы об основах изучаемого явления,
  • составляем теоретическую (логическую) схему, основанную на этих гипотезах и известных теориях,
  • проверяем соответствие новой теории известным знаниям (теориям и фактам),
  • предсказываем новые верифицирующие и фальсифицирующие результаты.

Результаты "размышлений" - это конечно не факты.

Описанный процесс происходит на естественных границах наук и использует факты, полученные внутри этих границ. Философия же действует вне этих границ и использует не факты, а, как правило, ещё не завершенные теории (этот материал лежит на границе), гипотезы (несколько за границами) и философские предположения (а это уже вообще далеко не факты). Систематизируя этот материал, философы делают логические умозаключения и в результате получают философские обобщения, которые, к сожалению, нельзя ни фальсифицировать, ни верифицировать, поскольку

  • ясно, что эти обобщения построены на основе логически не доказанных предположений,
  • из этой общей философской теории не может быть предсказан какой бы то ни было факт, так как в противном случае это была бы прикладная естественно-научная, а не философская теория.

Философия и не должна предсказывать факты.

Таким образом, натуральная философия традиционно стремиться бежать впереди паровоза, быть наукой наук, за что и получает справедливые оценки от тех, кто идет позади неё и на самом деле изучает природу, о которой философы только говорят (размышляют). Если же философия превратится в настоящую науку и начнёт предсказывать факты или объяснит всё, то она умрёт. Парадокс в том, что философия претендует на это и имеет целью именно объяснение всего.

Самооценка

Философов не любят за их любовь к "мёртвой" природе.

Артист играет для людей. Инженер строит для людей. Физик способен помочь инженеру. Социальный философ рассуждает о людях. За это их любят (люди). Натуральный философ хочет понять природу. Причем, он берется за решение только тех вопросов, от которых отказались все науки. Философ сам не видит в этом пользы. Именно поэтому слова, которые он говорит, называют абстрактными. Его не понимают и за это не любят. Занятие натуральной философией может показаться неблагодарным, но, должен вам сказать, оно окупается знакомым многим удовольствием открытия тайн.

А тайны любят все.

В этой работе я пытаюсь разобраться в устройстве Мира. Особенностью приводимых рассуждений является стремление не использовать какие бы то ни было факты или физические теории при построении логических выводов. Это не укладывается в научную, в том числе, философскую традицию. Однако целью работы является философская претензия объяснить всё. Под впечатлением значительного продвижения на этом пути я назвал свою статью программой конструктивного романтизма.

Мир

Философию интересует природа наиболее общего и всеохватывающего объекта - всего Мира.

Назовём этим словом всю природу с её объектами, субъектами и законами. Если существуют какие-то принципиально не связанные или несоизмеримые части Мира - все они включены в один единственный Мир. Мир - это всё, что существует и всё, что обеспечивает существование. Разные философские школы по-разному трактуют слово существование. Нам достаточно наиболее общей трактовки: не существует ничего, кроме того, что существует. Слова природа и Вселенная нам пригодятся, как более конкретные. Природой мы будем называть наблюдаемую часть Мира. Вселенная - это часть Мира, доступная экспериментальному или теоретическому исследованию. Итак, Мир есть всё существующее: объекты, субъекты, законы природы и сам Мир. С точки зрения наблюдателя, который обязан быть мыслящим субъектом, объектами являются все другие субъекты, законы природы и сам Мир. Объект - это обобщающий термин для обозначения того, что изучают, наблюдают и т.п., применяемый в противопоставление наблюдающему субъекту.

Мир содержит все объекты и всех субъектов.

Заметим, что определение объекта "Мир", как всего существующего, не противоречит ни одной философской или религиозной доктрине, так как я ничего не говорю о конкретном содержании этого объекта. Я не спорю с тем, что этот объект, может быть, содержит самого Бога или Высший Разум.

Если Мир кажется противоречивым, то это наша проблема. Мир существует, что бы мы о нём ни думали.

Объединяя свойства "Мир - это всё" и "один единственный Мир" мы получили объект, напоминающий множество всех множеств, известное внутренними логическими противоречиями, которые приводят к некоторым парадоксальным логическим результатам. Здоровый философ понимает, что парадоксы - зародыши новых знаний. В отличие от логического объекта, который, в силу субъективного происхождения, может быть некорректно построенным, Мир реален. Он, без сомнения, существует. И если он, по нашему мнению, содержит противоречия, то их разрешение или понимание поможет нам лучше разобраться в устройстве Мира. Существующие противоречия объективны. В математике доказательство существования это полдела. При изучении Мира эти полдела уже сделаны.

Определение всего Мира не ограничивающее, в отличие от определений любых других объектов, а наоборот, максимально обобщающее. Нет более общего и всеохватывающего природного объекта, чем весь Мир. Любой другой объект содержится в Мире.

Время

Привычное для нас время есть результат усредняющего действия закона больших чисел (термодинамики) над отдельными актами изменения объектов, происходящими в природе. Такое усреднённое время происходит от более фундаментального свойства больших систем - необратимости, благодаря которой становятся возможными логические рассуждения, запоминание, сравнение и т.п. Без необратимости невозможен разум и другие важные вещи, например, естественный отбор.

Я не буду более подробно трактовать понятие времени, так как, по-моему, этот вопрос современной наукой в достаточной степени прояснён.

Платформа наблюдателя

Допустим, мы проводим мысленный эксперимент по моделированию логического мира. Сопоставление времени, формирующегося в процессе моделирования, со временем, когда мы живём и рассуждаем, позволяет сделать вывод о важности времени наблюдателя для правильного анализа любых процессов. Время вместе с соответствующими необратимыми процессами включено в логику наблюдателя. В частности, ощущаемое нами статистически среднее (термодинамическое) время может служить неплохой логически непротиворечивой базой для наблюдений и рассуждений о подробностях устройства времени в любых, в том числе теоретических, системах. Внутреннее время любых процессов объективно связано с термодинамическим временем наблюдателя при помощи элемента времени - изменения, а субъективно - при помощи динамической модели этого процесса. Изменение, в частности, возникновение (акт, событие) имеет абсолютный смысл в отличие от физического времени, которое течёт по разному в зависимости от обстановки и наблюдателя. Для выполнения полноценного философского (мысленного) эксперимента, то есть просто для того, чтобы не допустить логических ошибок при анализе неочевидных явлений, надо хорошо обосноваться на "платформе наблюдателя", которая принесёт на себе фрагменты пространства, времени и логики в анализируемый Мир, где эти явления могут быть ещё не развиты.

Существование

Мир самодостаточен.

Мир обеспечивает существование всего, в том числе себя. Это значит, что возникновение (исчезновение) и существование любого реального объекта, в том числе и самого Мира, обеспечивается условиями, имеющимися в Мире, либо не требует условий. В этом смысле говорят, что Мир самодостаточен и сам обеспечивает свое существование. Важно, что не может быть условий, заданных извне Мира. Некий набор имеющихся условий либо отсутствие условий это и есть логически полный список вариантов.

Но другим реальным объектам могут требоваться условия для существования.

Термин реальный объект я ввожу для того, чтобы подчеркнуть, что этот объект способен возникать и существовать. Мыслимый объект Санта-Клаус является реальным как мыслимый объект, но не существует в природе как физический объект. Таким образом, любые существующие в природе и существующие только в сознании (идеальные) объекты являются реальными. Различаются лишь пространства, в которых существуют эти объекты. Как существование идей, так и существование природных объектов обеспечиваются условиями, имеющимися в Мире.

Эти условия содержатся в Мире.

Возникновение объекта Санта-Клаус в виде идеи тоже обеспечивается условиями, имеющимися в Мире, в частности, существованием человека. Однако весьма вероятно, что возникновение живого Санта-Клауса где-нибудь на Северном полюсе, невозможно ни при каких условиях. Таким образом, мыслимы объекты, которые не могут существовать и не могут возникать в природе. Аналогично, не исключено существование немыслимых природных объектов и явлений. "Есть многое, Горацио, на свете, что и не снилось вашим мудрецам".